Вернуться в Избу-читальню
                                                
В Энгельс
     ЧАСТЬ I
     Поездка в Энгельс не была запланирована заранее. Просто позвонил давнишний друг из Рязани и сказал, что очень надо. Была пятница, конец рабочего дня. И все мои приготовления свелись к тому, что я бросил под капот "запаску", заехал в супермаркет, купил там три маленьких баночки напитка с кофеином (рекламировал Luka), переоделся дома в дорожную одежду, заправил полный бак и в 21-15 стартовал от МКАД по Новорязанскому шоссе. До Рязани дорога хорошая, я езжу по ней часто. Знакома каждая яма, каждый "засадный куст". Справедливости ради надо сказать, что ГИБДД на этой трассе не лютует, да и населённых пунктов обозначенных белой табличкой не так уж и много. Особенно после Коломны. Не успев отъехать и трёх километров, подобрал в машину голосующего батюшку. Ехать ему было до Рязани, и я справедливо решил, что за разговором время и для меня пролетит незаметно. Так оно и случилось. Машина неслась со скоростью близкой ста, а мы вели неторопливые беседы. Пройдясь по нынешней власти, демократическим временам, воспитанию детей (батюшка ехал навестить своего отпрыска - учащегося духовной семинарии), мы собирались углубиться во взаимоотношения разных конфессий христианской церкви, как в 23-25 показалась Рязань. Точнее Рязань показывается не сразу. Сначала тебя встречает монументальное сооружение местного Церетели с наименованием города и пост ГИБДД, а потом ещё надо проехать несколько километров, чтобы понять, что ты в областном центре. Подвезя батюшку к стенам Успенского собора, нарушив как минимум три "кирпича", надеясь в душе, что данный грех будет прощён, отправился к другу в микрорайон "Песчаное". В 23-57 был на месте. В 00-06 Нива, подобрав двух пассажиров, друга и его жену, стартует в сторону Энгельса. У меня не было времени просчитать заранее трассу и поэтому полностью доверяюсь своему другу-штурману и его жене. И как потом оказалось, напрасно. Нет, я порывался дотянуться до своего атласа "От океана до океана", но меня останавливало дуэтное пение о том, что дорога им хорошо известна, а родственник их на убитой шестёрке проходит это расстояние за 8 часов. А чем Нива хуже "шохи"? И так. С Рязани меня направили в сторону Михайлова, чтобы выйти на Волгоградскую трассу. Затем, по словам штурмана, мне чуток до Тамбова, потом Борисоглебска, а там, ну просто смешное расстояние до Энгельса. По мере удаления от Рязани цены на 92-ой бензин стали падать (с 7-40 до 6-80) , а моё сомнение в правильности выбранного пути расти. 0-45 - Михайлов, щит с информацией, что до Тамбова 252 км. И пост ГИБДД. Взмах "зеброй". Подошедший сержант делает предложение, от которого невозможно отказаться. А именно, пройти на пост, и засвидетельствовать какого цвета станет трубочка, после того, как в неё дыхнёт задержанный для этого "Субъект". Субъект, худощавый парнишка лет двадцати, в очках молча сидит за столом. Первая реакция - жалость, но потом она быстро проходит. И без трубки ясно, что доза принятого на грудь немаленькая. Но закон есть закон. Трубка зеленеет, потом частью синеет и я, подписывая протокол, ухожу.
     Монотонная езда по хорошей дороге усыпляет. Решаю испробовать напиток с кофеином. На вкус, как лимонад. Общее ощущения - небольшой прилив бодрости, но через час снова хочется спать. Выпиваю ещё одну банку. Нет, не наше средство, да и дорогое. Баночка 0,33 мл. 50руб. 40 коп.
     4-10 Тамбов. Торможу около поста в город и спрашиваю, как проехать на Саратов? Вы раньше в Тамбове были? Отвечаю, что нет, хотя это не правда, заносила судьба, заносила, но без машины. Тогда Вам до второго светофора и дальше строго по указателям. Понимаю, что меня отправляют петлять по дорогам транзитных грузовиков, но делать нечего. Еду. После очередного поворота показывается круглосуточный магазин. Визг тормозов и штурман, радостно потирая руки, бежит за пивом. Я, в пику ему, покупаю себе безалкогольное.
     При выезде из Тамбова снова останавливаюсь около поста ГИБДД и спрашиваю, как лучше проехать на Саратов? Дежурный капитан долго смотрит на мою Ниву, как бы что-то прикидывая в уме, и показывает рукой на указатель "Кирсаново". И сколько будет? Да километров триста: Оказалось, что более 450.
     Дорога на Кирсаново отличная, довожу крейсерскую до 110. И быстро долетев до городка, заезжаю на заправку. 92-ой бензин - 6-90. Машин попадается мало, притормаживать практически не приходиться и в 5-05 я делаю очередную отметку на карте. Идём на Умет.
     Умет. 6-20. На сон тянет уже не на шутку. Останавливаю машину. И прошу разбудить меня через 10 минут. Встаю сам, завожу двигатель, обращая внимание на то, что он не успел остыть. После Умета, дорога становиться всё хуже и хуже и, в конце концов, превращается в 50 км участок с ямками "аккурат с Вольвочко" Редкая классика, что попадается на встречу, переваливаясь с одного бока на другой, ползёт со скоростью 5-10 км в час. Иномарки не встречаются, вообще. Нива идет сначала 50, но после двух-трёх приличных встряхиваний снижает скорость до 30. Случись что с подвеской, требующее сварки - не скоро найдёшь. А время поджимает. Наконец-то дорога становиться лучше. Разгоняюсь до 90 и чуть не ловлю глубокую яму, прикрытую от водительских глаз бугром "сжеванного" асфальта. Отрабатываю рулём, но скорость снижаю до 60. Плетусь так с полчаса и наконец-то, едем, как привыкли ехать, но недолго. Серпантин дороги взобрался на вершины холмов и оказался покрыт 2-3 сантиметровым слоем укатанного снега, почти превратившегося в лёд. Пробую притормаживать и с удовлетворением отмечаю, что шины Я-457 ведут себя хорошо. Но скорость всё-таки сбрасываю, следуя поговорке: "Бережёного Бог бережёт"
     До Ахтырска заправиться не удается и за 20 км. до него, я заливаю в бак содержимое запасной 10-литровуой канистры. Спокоен, так как знаю, что Ахтырск большой город. Там обязательно будет заправка. Так оно и оказалось. Правда прикинув по карте сколько км осталось до окружной дороги вокруг Саратова, решаю, что заправлюсь там. Так оно и произошло.
     При выезде на окружную дорогу вижу много указателей. На Пензу, Сызрань, Волгоград. Нет только Саратова: Торможу, останавливаюсь и посылаю штурмана на разведку в близь находящееся кафе. Возвращается. Вот ту дорогу видишь? - показывает на полотно метров шесть шириной, таким обычно соединяют деревни, которые удалены от хороших дорог на несколько сот метров, так вот, она на Саратов, а нам на Энгельс, по новому мосту, что через Волгу, направо.
     12-04 Нива тормозит у "малосемейки" на территории Энгельсской авиабазы стратегических бомбардировщиков. Итого - 14 часов. 49 минут, 965 км. Устал. Откидываю сиденье назад и даю себе возможность отдохнуть два часа. Один час оставляю на осмотр Энгельса и Саратова, так как в 15-00 намечен выезд назад. На Москву.
     Есть одна примета. Чем больше и разнообразнее вещевые рынки, тем хуже обстоят дела с экономикой в данном крае. Половина населения продает, вторая покупает. Потом меняются местами. Очень много народа, который продаёт изделия своего труда. Скорняки, например. Глаз у меня намётан на такие вещи многими поездками по стране. Так что худо живётся народу в Саратовской области. Худо. В группе продовольственных товаров удивила скудность. Колхозный рынок не ломился, как того следовало ожидать, от изобилия овощей и фруктов. Капуста, гранаты, яблоки и один сорт винограда. Всё. А к местной колбасе страшно даже подойти, не говоря о том, что бы её съесть. Беру пару подкопченных лещей у таджика. Видно, что покупателей у него не много и он с охотой заводит со мной разговор. Беженец. В семье шесть детей. Скупает у рыбаков рыбу, сушит, коптит и продаёт. Зачем-то спрашивает у меня, знаю ли я, где в Москве находится посольство Таджикистана? Получив положительный ответ, просит рассказать подробнее. Рассказываю. Хотя и он, и я понимаем, что в никакую Москву он не поедет. Но такие разговоры ведутся обычно для души. А может, а вдруг и тлеет ещё надежда, помогая жить.
     Но всё-таки бывают лучики света в тёмном царстве. В мясном ряду, в самом его конце расположились несколько частников со своим товаром. Копчёное мясо на кости, корейка, сало с прослойками, колбаса. Подхожу. Знакомлюсь. Марина. Вместе с мужем - фермеры. Пятый год. Разводят свиней, выращивают картошку, зерно. Худо-бедно хозяйство тянут. Вот забили пару хрюшек, закоптили мясо, привезли продавать. Просит попробовать. Что я и делаю, попутно задавая контрольные вопросы: про количество селитры в колбасе, варили, сколько времени коптили, на чём. Сняв пробу со всех видов мясных изделий, показываю, что буду брать. Марина заворачивает куски, а на лице стоящей за мной женщины ясно написано: "Сволочь!" Не знаю зачем, но начинаю оправдываться. Мол, не мне одному. В машине ещё двое. Обожрётесь, - цедит женщина сквозь зубы и я, расплатившись, стараюсь поскорее покинуть рынок. Нет, я её не виню. Нельзя быть богатым среди общей нищеты. А человек покупающий на Саратовском рынке 4 кг копченого мяса, по мнению местных, не просто богат, он отвратительно богат. Но, переедьте из Энгельса в Саратов по старому мосту через Волгу, попадите на Славянскую площадь. Поднимитесь на холм, и смотрите на улочку, что тянется справа, и у Вас не будет ни недопонимания, ни обид. Зато у Вас сложится вполне определённое отношение к местным властям. Что-либо строить ещё, когда люди живут в таких домах - это преступление. Интересно, статистика учитывает такие развалюхи как жилой фонд?
               Из Энгельска.
     Часть II
     15 часов. Скоро выезжать в обратный путь. Решаю проверить уровень масла. Вытягиваю щуп. В верхней его части образовался закоксованный нагар см на 5. Счищаю наждачной бумагой, протираю ветошью и опускаю снова. Полоска масла где-то около риски min. Надо чуть долить. Открываю крышку маслопровода и, опа! На крышке часть масла имеет кремовый цвет с оттенками ржавчины. Как будто добавили белую сажу с окалом железа и пару раз помешали. Невольно взгляд падает на бачок с антифризом. Уровень нормальный. Странно. Доливаю масло. Закрываю. Потом, в пути и по приезде в Москву я ещё раз все проверил. Не повторилось. Так и осталось загадкой. Умирают кольца?
     15 часов 15 минут. С небольшим опозданием выезжаем. Детально изучив карту, беру и штурманские обязанности в свои руки. Курс на Пензу. Дорога для Нивы неплохая и машина радостно летит под 100-120 км. Стараюсь, как можно больше пройти до наступления темноты. Кругом потрясающей красоты природа. Холмы, берёзовые рощи, сосняки. Всё как у поэта: "Увяданьем осени охвачены". Иногда попадаются поля, с показавшимися из земли озимыми. И эта зелень радует глаз, напоминает, что хотя зима ещё не наступила, но за ней обязательно придёт весна.
     Выпита последняя баночка энергонапитка, бутылка за бутылкой уходит безалкогольное пиво. Солнце на исходе.
     Объездная вокруг Пензы. Сворачиваем на Щацк и сразу попадаем в целое царство по расширению, улучшению дороги. Полчаса тащимся через ямы, кучи песка, по всевозможным объездам: Вот тебе и федеральная трасса М5 "Москва-Самара". Но постепенно дорога улучшается, попутных и встречных машин становиться всё меньше и Нива набирает свою обычную крейсерскую скорость. 100-120 км в час. Начинает сказываться усталость. Руки уже не так хорошо чувствуют дорогу, но машину можно вести. Досаждают "дальнобойщики". Мало того, что у них свет ближних фар, как у некоторых дальний, так они ещё проносясь мимо в буквальном смысле, отбрасывают тебя к правой обочине. А если за фурой ещё и прицеп, то эффект усиливается раза в три. Волей не волей приходится сильно напрягать зрение и притормаживать. И всё же, как говорят, Акела промахнулся.
     Когда до очередной фуры осталось менее ста метров, в свете своих слабеньких фар я увидел, что разделительная полоса уходит под правые колёса грузовика. Мозг сразу выдал информацию, что грузовик захватил часть встречной полосы. Начинаю прижиматься вправо, слегка притормаживать. Понимаю, что мало. Ещё правее. Разглядываю вихляющий прицеп. Ещё правее. Хоп! Правые колеса Нивы хватают обочину! Мне хочется ещё много раз побывать в Рамсторе, мне хочется ещё увидеть дядьку ALER’a, поэтому нога замерла на педали газа, как рука на не выдернутой ещё чеке, но с уже отжатыми усиками. Кошу глазом на приборную доску - скорость 100. Машину упорно тянет вправо. А я пытаюсь работать рулём. От грохота песка и гравия просыпается штурман. А? Чего? Где это мы едем? Да так. Кирпичи по дороге кто-то потерял, я решил объехать. Наконец-то, проехав метров 300, Нива обретает под всеми 4-мя колёсами асфальтовую твердь. Я про себя вспоминаю всех родных и близких водителя фуры, а штурман спокойно засыпает. Счастливый человек. Он никогда не имел в жизни водительских прав, не сидел за рулём автомобиля. И не знает выражения "схватила обочина".
     Беднодемьянск. По обе стороны дороги выстроились десятки семейных кафе. Рай для человека в дороге. Самые разнообразные вывески. Запомнились две. С названием "ЕДУН" и с предложением принять душ.
     Проехали Шацк. Позади остаются десятки, сотни километров. Снова смотрю на приборную доску. Всего пройдено с Москвы 1670 км. Время - 3 часа ночи. До Рязани осталось всего 90 км. А там можно и отдохнуть и сто грамм выпить. Но наступает время "Х". Начинаются провалы в зрительной памяти. И когда в очередной раз я с изумлением обнаруживаю, что Нива несётся по встречной полосе, хотя контроля над дорогой, казалось бы, не терял ни на секунду, принимаю твёрдое решение - спать!
     Только через полтора часа организм восстановил часть сил и в лёгком дрейфе со скоростью 60-70 км в час, сквозь полудремоту, доехали до Рязани. 6-15 утра. Сил разгрузить машину уже не было.
     Горячий душ, застолье и постель со свежим бельём. До чего же приятно вытянуть ноги.
В 12-40 я покинул друзей.
     Недалеко от Коломны горела кабина фуры. Марку автомобиля определить не могу, так как кабина поднята и из неё во все стороны вырываются языки пламени, с густым чёрным дымом. На обочинах десятка два остановившихся автомобилей, водители которых бегают вокруг пожара. Всюду валяются использованные огнетушители. Один человек, видимо водитель горящей фуры, кидает на брезент полуприцепа пригоршнями ранний снег, что скопился у обочины. Но это от отчаяния. Спасти ни машину, ни прицеп уже не удастся. Не останавливаясь, тихонько пробираюсь сквозь дым и еде дальше. На Москву.
     МКАД. 2010 км. 15-15.
©  ВиТим  2 Ноября 2001 г.
Оригинал - http://www.auto.ru/wwwboards/niva/0624/191628.shtml
Вернуться в Избу-читальню