Вернуться в Избу-читальню
                                                
RTFM или три «выходных» дня
Предисловие
Я долго терпел клацанье клапанов, причем было предположение, и не только мое, что это гидрокомпенсаторы. Но, зная историю своей машинки, была уверенность, что настройка гидрокомпенсаторов если и спасет, то не надолго. Поэтому принял решение, чтобы не заморачиваться с лишней работой по притирке клапанов, купить новую голову (головку блока цилиндров, она же ГБЦ). Что и было после изучения "Списка ALER"а" и обзвона магазинов сделано в пятницу седьмого марта. Купил до кучи разных прокладок. Покупку расходных материалов отложил на следующий день, планируя заняться перекидыванием головы девятого. Вечером, однако, созвонившись со своим "мастером", узнал, что можно занять гараж уже восьмого марта. Согласился, "раньше сядешь, раньше выйдешь".
День первый
С утра пораньше ломанулся за расходниками. Праздник, блин! Ближайший работающий магазин от Кунцево по маршруту в Перерву оказался на Каширке (круглосуточный). Пока искал по витринам, что мне нужно, взгляд наткнулся на баночку с притирочной пастой.
Первый внутренний голос (с ухмылкой): Она тебе на фих не нужна, у тебя новая голова с притертыми клапанами.
Второй внутренний голос (навязчиво): Купи, пригодится!
Первый внутренний голос (уверенно): И так хлама в машине полно. Закатится куда-нить, раздавишь. Потом отскребать будешь.
Первый голос победил.
Купил почти все. Желание заменить или иметь в запасе НИВСКИЕ болты ГБЦ осталось только желанием. Никто про них ничего не знает (занимался поисками и раньше - тоже безрезультатно). Ладно, фих с ними. Поехал в гараж. Приехал рановато. Никого еще нет. Сходил в магазин, купил поесть-попить. Приехал "мастер". Сказал, что ему надо со своей машиной на яме позаниматься. Ладно. Планы за один день махнуть голову начинают отодвигаться на ночь. Пока переоделись, попили чайку с печенюшкой, время к полудню. Чтобы время не терять, заезжаю тоже в гараж. Поменяю пока нижние втулки на передних амортизаторах. Тоже дело нужное. Занимаемся каждый своим делом, заканчиваем почти одновременно, машинки меняются местами, я на яме. Пошла разборка. Разбирал я один, уже приходилось заниматься этим пару раз. "Мастер" пошел позвонить, поесть, чаю попить. Я разбираю. Все идет нормально. То, что раньше не удавалось сделать одному (снять крышку ГБЦ, отсоединить приемную трубу:) - с трудом, но получается. Возвращается "мастер". С известием. Плохим. Он сваливает "по девочкам" часов в шесть вечера. Время около трех. Понимаю, что даже вдвоем к этому времени собрать не успеем. Выставлять метки, цепь, зажигание, регулировать клапана - я не умею. Видел, прочитать можно. Но практики - никакой. Кое-что выспрашиваю. Что-то понимаю, что-то нет. Ладно, думаю, разберемся. Не в шесть, но около семи "мастер" сваливает. Я остаюсь один. Дело медленно, но верно продвигается к логическому концу. Какому только? Пока не знаю. Все идет нормально. Голову поставил. По книжке затянул болты, поставил распредвал. Со звездочкой пришлось повозиться. Но поставил. Стал разбираться с клапанами. Регулировать до этого никогда не приходилось, да и наблюдать тоже. Ездил с гидрокомпенсаторами. Здесь надо сказать, что в гидрокомпенсаторах я не разочаровался. Со временем вернусь к ним опять и, вероятно, буду ставить уже сам. По книжке прочитал, как регулировать клапана, перечитал еще несколько раз, положил книжку перед глазами и начал. Описать словами весь процесс невозможно. Но было, несомненно, интересно. Ближе к концу процесса стали появляться непонятные звуки при проворачивании коленвала. Стало трудновато (очень мягко сказано!) проворачивать коленвал. Посмотрев, подумал, что "наезжают" кулачки распредвала на клапана и пружины затрудняют вращение. Ну и фих с ним. Нашел в гараже самопальную кувалду, сделанную из трубы и приваренного к ней увесистого куска железа и использовал как удлинитель ключа храповика.
Теперь, уже задним числом, думаю, что первая осечка произошла с натяжением цепи. Сейчас уже точно не вспомню, но, по-моему, не открутил колпачковую гайку, когда ставил натяжитель. Отрегулировал все клапана. Решил проверить, что получилось. Снова совместил метки. Проверяю. Восьмой клапан - норма, шестой - норма. Проворачиваю. Седьмой - зазор такой, что ведро пролетит. Регулирую. Регулировочный болт почти упирается в "постель". Что-то не так: При проворачивании коленвала появляются какие-то странные металлические шумы. Третий раз проверять не стал. Собираю все "в зад". Пробую завестись. Все гремит. Машина не заводится. Начинаю разбирать снова. Время - заполночь. Хочется спать, а не работать. Домой ехать поздно, далеко и не на чем. Остаюсь в гараже. Откидываю пассажирское сиденье, ложусь спать. Спится хреново. Не удобно. Ближе к утру заснул. Проспал до девяти.
День второй
Проснулся. Вспомнил, что последний раз ел вечером седьмого. Пошел в магазин. Купил салатик, копченую куриную ногу, хлеба, газировки. Поел. Снова работать. С дуру решил опять регулировать клапана. Выставил метки. Отрегулировал восьмой и шестой клапана. Сбились почему-то. Проворачиваю на пол-оборота коленвал. Замечаю, что пружина седьмого клапана как бы просела. Это мне не нравится. Седьмой не регулируется совсем. Перехожу к следующей паре клапанов. Что-то легко стал крутиться коленвал. Сначала это порадовало. Но потом заметил, что звездочка крутится, а распредвал - нет. Снимаю распредвал. Срезало на фих фиксирующий шпенек на распредвале. Разбираю. Вижу, что вылечить не удастся. Переодеваюсь. Еду на авторынок. 10 р. туда, 370 р. распредвал, шпильки с гайками для его крепления (когда ставил первый раз -перетянул, свернул резьбу), 10 р. обратно. Переодеваюсь, меняю распредвал. Читаю книжку. Все сначала. Начинаю собирать снова. Установка звездочки, натяжение цепи (теперь получилось), регулировка клапанов. Коленвал теперь проворачивается легко. Но седьмой клапан висит. Фих с ним. Собираю, пытаюсь завести. Не заводится. Время к вечеру. Звонит "мастер". Объясняю проблемы. Обещает после восьми подъехать. Около восьми появляется его знакомый. Решаем померять компрессию. Первый цилиндр - 10 -хорошо, второй - 4, третий - 0, четвертый - 0. Задница, чтобы не сказать хуже. "Мастер" не приехал. Настроение тоже - 0. Малость перекусил. Кровь от головы утекла к желудку. Работать не охота. К полуночи сон начинает перебарывать. Откидываю водительское сиденье. Ложусь спать. Спится гораздо лучше, чем в предыдущую ночь.
День третий
Около шести просыпаюсь. Последний "выходной" день. Задача: уехать домой на сделанной своей машине. Без пяти шесть начинаю разбирать все снова. Через полтора часа с двумя перекурами голова снята. Осмотр показал, что седьмой клапан - на помойку. Время полвосьмого. Рынок еще закрыт. "Мастера" будить тоже жалко. Восстанавливаю содранную месяц назад в Твери резинку заднего бампера. Хорошо все-таки, что бампер снимал сам раньше. Несмотря на соль и грязь все гайки откручиваются практически без усилий. Восстановил резинку, поставил бампер на место. Полдевятого. Пора будить "мастера". Звоню. Занято. Звоню через полчаса. Занято. Еду на рынок. Покупаю клапана, маслосъемные колпачки. Приезжаю, звоню мастеру. Занято. Пытаюсь разобрать голову. Рассухариватель постоянно слетает. После многочисленных попыток понимаю, что надо перевернуть железяку цепляющуюся за шпильку на 180 градусов. Переворачиваю. Слетать перестает. Снимаю седьмой клапан. На следующем клапане рассухариватель гнется. Все попытки выправить кончаются новым изгибом. Иду звонить "мастеру". Подходит к телефону его тетушка. Говорит, что уехал ""по девочкам". Блиииииин, кАААААзел!!!. Звоню другу, Валерке. Его дома нет. Собираюсь и еду, в очередной раз, на авторынок покупать теперь рассухариватель. Покупаю, возвращаюсь. Снимаю все клапана. Ревизия. Три клапана на выброс (все впускные, со второго, третьего и четвертого цилиндров). Осмотр клапанов и седел показал, что на седлах следы притирки есть, а на клапанах - нет. Интересно, как так получается? Решаю менять все скопом. Звонит Валерка. Объясняю ситуацию. Он говорит, что будет часа через полтора. Уже легче. Начинаю подготовку к финальному аккорду. Нашел почти все. Притирочная паста отсутствует!!! Второй внутренний голос был прав! На рынок ехать не могу. Вот-вот приедет Валерка. Решаю поесть, чего-нибудь горяченького. Нахожу пакетик "роллтона". Ставлю чайник. Завариваю. Блин, как вкусно! Про горячую еду уже забыл. Приезжает Валерка, и тут же я его отправляю за притирочной пастой. Паста куплена. Работа пошла. Клапана притираются легко и правильно. Дорожки ровные. Притерли. Старые пластмассовые маслосъемные колпачки снимаем, ставим новые. Оправки не нашли. Подобрали какую-то железяку. Ломаем три колпачка. Едем на рынок, покупаем еще четыре колпачка и оправку. Ставим. Неправильно. Плющим два колпачка. Проверяем оправку. Переточена. Колпачок в ней болтается. Едем на рынок. Покупаем четыре колпачка и меняем оправку. Ставим колпачки. Все нормально. Начинаем собирать. Делаю, в основном, все сам. Валерка помогает. Все поставили, пора регулировать клапана. Замечаю, что забыл поставить успокоитель цепи. Блин! Опять все разбирать! Помог Валерка. Поставили успокоитель без разборки. Регулирую клапана. Почти с закрытыми глазами. Еще пару-тройку раз порегулировать, и можно будет с закрытыми глазами. Постепенно к девяти часам все собрали. Проверяем компрессию. Первый цилиндр - 10 - нормально, второй - 6 - плохо, третий- 6, четвертый - 4. Ладно, хочется домой, но померяем еще на прогретом движке. Заканчиваем сборку. Попытка завестись ни к чему не приводит. Когда покрутили трамблер, машина стала подавать признаки жизни, но не завелась. Разворачиваем трамблер на 180 градусов. Машина заводится с полпинка. Отъезжаю к воротам гаража, открываю. Машинка греется, я собираю шмотки. После прогрева меряем компрессию. Двенадцать по всем цилиндрам!!! УРА!!! Мотор работает очень ровно. Мой фирменный "дизелинг" выхлопной трубы не пропал, но стал очень ровным. Пакуемся, все закрываем и едем домой. По дороге пару раз поправляем зажигание. Машинка летит!
Необходимое послесловие
Во-первых, читайте всегда мануал ПЕРЕД тем, как что-то делать. Или сразу на сервис.
Во-вторых, в мануале вы не найдете всей нужной вам информации. Там написано не для новичков и юзерОв. Но маньяки могут разобраться методом проб и ошибок. Я постараюсь описать и вывесить на обсуждение технологию проделанной мной работы, но быстро не обещаю.
В-третьих, слово "мастер" написано везде в кавычках не зря. Некоторые знают, что это тот Сергей, у которого я чиню машину. В основном кузовные работы. Но после того как он меня "прокинул", не помог, я его уже никому рекомендовать не буду. И тем, у кого есть уже автономный контакт с ним, рекомендую обращаться к нему с осторожностью.
В-четвертых, я абсолютно не жалею о потраченном времени. Урок, полученный мной, пойдет на пользу, надеюсь, не только мне. Стоимость трехдневного (или почти трехсуточного) теоретического и практического обучения составила не больше 1000 р. Вполне приемлемая цена.
В-пятых, "рискованным" ремонтом лучше не заниматься в одиночку. Хорошо иметь под боком друга или единомышленника со второй машиной для разъездов.
Спасибо, что дочитали до конца.
©  Boroda (Нива)  12.03.01
Оригинал - http://www.auto.ru/wwwboards/niva/0416/127452.shtml
Вернуться в Избу-читальню